При сборке узлов и агрегатов совпадение отверстий в соединяемых деталях проверяют ломиками, бородками. Проверять совпадение отверстий руками запрещается.
Необходимо следить, чтобы при техническом обслуживании и ремонте на движущихся частях или в корпусах не были оставлены болты, гайки, инструменты, ветошь.
Технический осмотр и ремонт машин, базой которых являются автомобильные шасси, как правило, выполняют на смотровой канаве, эстакаде, подъемнике. Смотровые канавы и эстакады оборудуются направляющими предохранительными бортами для предотвращения падения машины в канаву или с эстакады во время ее передвижения. Глубина смотровых канав – не менее 1,6 м, ширина – не менее 0,8 м. По дну канавы кладут решетки (под ноги), в стене канавы предусмотрены ниши для инструмента. Инструмент и приспособления для технического обслуживания должны быть исправными, соответствовать своему назначению и обеспечивать безопасность выполнения работ.
Незнание приемов монтажа и демонтажа, несоблюдение мер безопасности, несоответствие применяемого инструмента, отсутствие предохранительных приспособлений являются основной причиной несчастных случаев. Перед подъемом машины (оси) для снятия колеса в целях предотвращения ее перемещения под колеса, не подлежащие демонтажу, подкладывают упоры, а после подъема домкратом под ось ставят козелок. При демонтаже шины предварительно из камеры выпускают воздух.
Монтажно-демонтажные работы проводят с помощью монтажных лопаток, предназначенных для данного типа колес. Применять при монтаже и демонтаже шин ломы, кувалды, трубы, гаечные ключи запрещается.
Монтаж и демонтаж шин проводят на чистом полу или на брезенте. Перед монтажом осматривают шину, обод, камеру. Внутри покрышки не должно быть грязи, песка и посторонних предметов. Внутреннюю поверхность покрышки припудривают тальком.
Обод должен быть правильной формы, не иметь вмятин (забоин) и очищен от ржавчины и грязи. Одной из наиболее частых причин неисправностей является то, что шины надевают на грязные, ржавые ободья с погнутыми бортами. Если появились забоины, их нужно зачистить, после чего обод покрасить и просушить. Нельзя монтировать шины на заржавленный обод, так как ржавчина разрушает резину.
При монтаже шины следят за правильным положением вентиля. Его перекос не допускается, так как это может повлечь за собой пропуск воздуха у пятки вентиля или его обрыв. Монтировать шины на неисправные диски колес, а также применять не соответствующие размеру шин диски колес и съемные фланцы запрещается. Стопорное кольцо должно надежно входить в выемку обода своей внутренней поверхностью. Накачивать смонтированную шину следует с применением ограждений или съемных предохранительных приспособлений, которыми накрывается шина.
При отсутствии ограждений колесо следует положить замочным кольцом вниз, поставить к стене или направить в противоположную сторону от рабочего, производящего накачку. Для предотвращения соскакивания колец используют монтажные лопатки или П-образные металлические скобы диаметром 20 мм, которые устанавливают в отверстия дисков колес.
При монтаже шин принимают меры против самопроизвольного демонтажа, который может произойти из-за неправильного расположения деталей, крепящих шину на ободе, дефектов колес, попытки исправить положение съемных деталей обода при помощи молотка (кувалды) или других инструментов даже при частично накачанной шине и т. д. Применение специальных стендов для демонтажа и монтажа шин значительно уменьшает трудоемкость этих работ и опасность травмирования.
При монтаже шин ведущих колес обращают внимание на то, чтобы после установки на машину направление вращения колеса совпало с имеющейся на покрышке стрелкой. При затяжке гаек не следует наращивать ключи, так как это может привести к травмированию рабочего, скручиванию шпилек или срыву резьбы. Если при осмотре будут обнаружены неисправности, которые не могут быть устранены силами обслуживающего персонала, дальнейшая работа не производится, о чем докладывается руководителю работ.