При работе в темное время суток самоходные строительные машины, как правило, оборудуют автономными приборами для наружного освещения. Стекла фар и плафонов периодически очищают, так как при загрязнении светильников резко снижается освещенность места производства работ и рабочих органов.
При проезде под проводами действующей линии электропередачи расстояние по вертикали между самой верхней точкой машины, оборудования, конструкции и т. д. и нижним проводом должно быть не менее следующих значений:
Напряжение, кВ |
Расстояние, м |
До 1 |
1 |
До 20 |
2 |
До 110 |
3 |
От 150 до 220 |
4 |
До 330 |
5 |
До 500 |
6 |
При переезде под линией электропередачи рабочие органы машины и стрела крана должны находиться в транспортном положении. Передвижение машин вне дорог под проводами линии электропередачи следует производить в месте наименьшего провисания проводов, т. е. ближе к опоре.
Монтаж и демонтаж подъемно-транспортных машин и оборудования представляет собой относительно сложный, трудоемкий и ответственный процесс, который значительно усложняется тем, что он зачастую выполняется на открытом воздухе при воздействии неблагоприятных метеорологических явлений, в ряде случаев в стесненных условиях при одновременной работе на строительной площадке большого числа машин, транспорта и рабочих, а также в условиях действующего производства.
Монтаж и демонтаж связаны с работой на высоте, подъемом и перемещением громоздких и тяжеловесных монтажных элементов, что требует четкой организации и продуманной технологии работ, обеспечивающих безопасные условия труда как монтажников, так и рабочих других профессий, занятых в строительном производстве.
Аварии, поломки и несчастные случаи в процессе монтажа, демонтажа и перевозки чаще всего происходят из-за неподготовленности мест установки, несоблюдения технологического процесса монтажа (демонтажа), несоответствия грузоподъемных средств и технологической оснастки, неправильной строповки монтажных элементов и их фиксации, неправильного складирования узлов и деталей, работы без предохранительных средств защиты (касок, предохранительных поясов, рукавиц, диэлектрических перчаток и т. д.), несоблюдения требований электробезопасности, присутствия в монтажной зоне посторонних.
Инженерно-технический работник (производитель работ, механик, мастер), руководящий монтажом или демонтажем, до начала работ обязан провести инструктаж с членами монтажной бригады.
В проекте производства работ или технологической карте должны учитываться требования инструкций заводов-изготовителей по монтажу, демонтажу и транспортированию.
Площадка для монтажа принимается по акту организацией, производящей монтаж. При приемке проверяется: состояние подъездных путей для завоза на строительную площадку машины (монтажных элементов); соответствие подъездных путей для завоза на строительную площадку машины (монтажных элементов); соответствие размеров площадки требованиям инструкции по монтажу; плотность основания под рельсовый путь и степень уплотнения грунта при засыпке пазух и инженерных коммуникаций; обеспечение требований безопасности при привязке рельсовых путей к строящемуся зданию или котловану (соблюдение расстояний до выступающих частей здания и призмы обрушения); надежность устройства подпорной стенки, выполняемой согласно расчету; наличие наружных и подземных коммуникаций в зоне работы машины; наличие источника электроснабжения необходимой мощности и устройства подключательного пункта; расстояние от места монтажа до воздушной линии электропередачи.