Ремонты по этой системе подразделяются на текущие (Т) и капитальные (К) и выполняются только при необходимости. В целях определения производственных затрат, рабочей силы и денежных средств ремонты планируют.
Техническое обслуживание подразделяется на ежесменное техническое обслуживание (ЕО), выполняемое в течение рабочей смены, и периодическое техническое обслуживание (ТО), выполняемое после отработки определенного числа машино-часов.
Ежесменное техническое обслуживание (ЕО) является одним из главных профилактических мероприятий. Его проводит машинист или рабочий другой профессии в соответствии с требованиями инструкции по эксплуатации завода-изготовителя. Ежесменное техническое обслуживание проводится в перерывах между сменами или в специально установленное время. При ежесменном техническом обслуживании производят следующие операции: смазку, подготовку машин к передаче при смене, контрольный осмотр перед пуском (началом работы), имеющий целью проверить исправность действия рабочих органов, ходовой части, тормозной системы, приборов безопасности, освещения, сигналов, системы управления и т. д.
При периодическом техническом обслуживании (ТО) производятся очистка, мойка, осмотр и контроль технического состояния узлов, агрегатов, приборов, канатов, гидравлической системы и сменного рабочего оборудования, крепление деталей, регулировка механизмов, узлов и агрегатов, смазка, заправка, замена масел, топливных фильтров, выполнение мелких ремонтных работ.
Перемещение, установка, монтаж и демонтаж строительных машин
Дальнейшая индустриализация, повышение темпов и сокращение продолжительности строительства обусловливают рост количества перебазировок строительных машин. Основные строительные машины (башенные краны, тяжелые гусеничные и пневмоколесные краны, краны с башенно-стреловым исполнением, сваебойное оборудование, строительные подъемники и др.) перебазируют в разобранном или частично разобранном виде, что вызывает необходимость их монтажа и демонтажа на месте работы.
При перемещении машин своим ходом, на буксире или с помощью транспортных средств следует выполнять требования Правил дорожного движения. Особую осторожность необходимо проявлять при переезде через железнодорожные пути, мосты и искусственные сооружения. Переезд через полотно железной дороги разрешен только в установленных местах (переездах) при наличии сплошного настила, уложенного вдоль рельсов по обе их стороны. В том случае, если железнодорожный переезд не регулируется, транспортируемую (перевозимую) машину останавливают перед переездом не ближе 10 м от первого рельса и убеждаются, что путь свободен. Движение через переезд осуществляется на низшей передаче, при этом не допускается переключать передачи, выключать сцепление, останавливаться. Несоблюдение этих требований приводит к несчастным случаям с тяжелыми последствиями. При переезде через мост по дорожному знаку предварительно проверяется грузоподъемность. Движение через мост меньшей грузоподъемности, чем масса машины, запрещается.
Движение машин по льду (рек, озер и т. п.) допускается только по специально подготовленным и обозначенным направлениям с указателями о максимальной грузоподъемности ледовой переправы, при этом грузоподъемность ледовой переправы должна в два раза превышать массу машины. В случае необходимости переезда через водные преграды вброд предварительно проверяют глубину брода и состояние дна. В картерах проверяют наличие пробок в заливных отверстиях, а при их отсутствии, во избежание попадания воды, устанавливают временно деревянные.
Руководство перебазированием строительных машин осуществляет инженерно-технический работник, назначенный приказом организации, на балансе которой находится машина.