В условиях эксплуатации очень важно знать пробег тепловоза между экипировками и, в частности, между снабжением тепловоза дизельным топливом. Это позволит более рационально разместить на заданном участке пункты экипировки и технического обслуживания тепловозов и организовать их эксплуатационную работу. Пробег тепловоза между снабжением топливом в основном определяется емкостью топливных баков.
Исходную (основную) норму расхода дизельного топлива на прямом и горизонтальном пути в кг на измеритель 104 ткмбр можно определить по формуле
, (26)
Где Q - масса состава, т;
Вч- часовой расход топлива, кг/ч;
V0- равномерная скорость движения поезда на площадке, км/ч.
Часовой расход топлива дизелем определяется по формуле
Bч=ge ∙ Ne, (27)
где gе - удельный эффективный расход топлива, кг/экВтч;
Nе - эффективная мощность дизеля, кВт.
На тяговую характеристику тепловоза необходимо нанести зависимость полного сопротивления движению поезда W0 = f(V). Пересечение графиков этих зависимостей определяет искомую скорость V0.
Полное сопротивлению движению поезда W0 слагается полного сопротивления локомотива W’0 и состава W”0 при движении на площадке.
(28)
где w’0 – основное удельное сопротивление движению локомотива в режиме тяги, кгс/т;
w”0 - основное удельное средневзвешенное сопротивление движению состава, кгс/т;
Р – масса локомотива, т
Q - масса состава, т.
Удельное сопротивление движению локомотива, кгс/т.
w’0 = 1,9 + 0,01 ∙ V + 0,0003 ∙ V2, (29)
где V – скорость движения, км/ч.
Удельное сопротивление движению состава, кгс/т:
(30)
где q04 – масса вагона, приходящаяся на ось, т/ось; для пассажирских вагонов q04=18 т/ось
Расчет полного сопротивления движению поезда W0 следует произвести для скоростей 20, 40, 60, 80, 100 км/ч.
Результаты сводим в таблицу 7.
Действительная норма расхода дизельного топлива в кг/104 ткмбр зависит от массы состава, скорости движения, профиля пути и ряда других факторов.
n = no ∙ Ki ∙ Kω ∙ Kη ∙ Kτ + Δnn + Kx ∙ nx +Δnc, (31)
где Ki - коэффициент, оценивающий влияние профиля пути;
Kω - коэффициент, оценивающий отличие сопротивления поезда для конкретного участка от сопротивления, принятого при расчете основной нормы;
Kη - коэффициент, оценивающий модернизацию тепловоза, вызывающую снижения расхода топлива;
Kτ - температурный коэффициент, оценивающий климатические условия;
Δnn - относительный расход топлива, оценивающий затраты энергии на
торможение поезда;
Кх - коэффициент, равный отношению времени холостого хода к общему времени движения;
nx - относительный часовой расход топлива на холостом ходу;
Δnc - относительный расход топлива тепловозом на стоянках.
Величина коэффициента Ki зависит от трудности профиля: