В качестве независящих от транспортного средства мер по безопасности дорожного движения является организация и надзор со стороны государственных и негосударственных структур. В качестве основной службы по организации дорожного движения является ГАИ – Государственная Автомобильная Инспекция. В число задач ГАИ входят:
а) разработка правил дорожного движения (ПДД), организация надзора за соблюдением ПДД. Это включает в себя контроль за соблюдением правил дорожного движения, а также нормативных правовых актов в области обеспечения безопасности дорожного движения (разработка и надзор за требованиями к проектированию, строительству, реконструкции дорог, дорожных сооружений, железнодорожных переездов, линий городского электрического транспорта, к эксплуатационному состоянию и ремонту автомобильных дорог, дорожных сооружений, железнодорожных переездов, а также к установке и эксплуатации технических средств организации дорожного движения, таких как камер видеофиксации нарушений ПДД и т. п.)
б) государственный надзор за автотранспортом (разработка нормативов и контроль за их выполнением в сфере конструкции и технического состояния находящиеся в эксплуатации автомототранспортных средств, прицепов к ним и предметов их дополнительного оборудования, к изменению конструкции зарегистрированных в Государственной инспекции автомототранспортных средств и прицепов к ним, к перевозкам в пределах компетенции Государственной инспекции тяжеловесных, опасных и крупногабаритных грузов, разработка правил и порядка государственной регистрации механических транспортных средств, производство регистрации их.
в) контроль за подготовкой водительских кадров, контроль за исполнением ими ПДД.
В последние годы в связи с установившейся тенденцией роста транспортных средств на дорогах Республики Беларусь начинают внедряться автоматические средства контроля за выполнение ПДД. Многие из них пока только на стадии внедрения в Республике Беларусь (в первую очередь, из-за только недавно появившейся необходимости вследствие чрезвычайной загрузки автомобильных дорог, а так же из-за достаточно высокой стоимости и срока окупаемости, который с годами начинает снижаться в достаточно приемлемой мере), однако многие из них уже давно эксплуатируются во многих странах В их число входят автоматические видеофиксаторы транспортного потока, которые помогают в полностью автоматическом режиме отслеживать заданные параметры движения потока транспортных средств и транспортных средств по отдельности и регистрировать отклоняющиеся от заданных параметров единицы транспортных средств. Среди автоматических средств контроля за выполнением ПДД выделяют несколько типов:
фиксаторы, рабочим элементов в которых являются сверхвысокий частотный диапазон (СВЧ). Это приборы, работающие на эффекте Доплера. Частота сигнала, отраженного от движущегося объекта, отличается от частоты излучаемого сигнала на величину, пропорциональную скорости перемещения транспортного средства (“АРЕНА” и др.);
фиксаторы, рабочим элементом которых является видеоанализ (фото- и видео-фиксаторы, в которых параметры движения отслеживаемого транспортного средства вычисляются программно при помощи наложения сделанных в разное время снимков) ("Искра-видео", "Крис-1" и др.);
фиксаторы, совмещающие в себе как элементы СВЧ-фиксаторов, так и фото/видео-фиксаторов. Такие приборы являются наиболее точными и дорогостоящими ("Беркут-Виза", "ВИЗИР", и др.)
Стоит отметить, что все вышеописанные средства безопасности дорожного движения требуют от себя достаточно больших трудовых, материальных ресурсов. И даже несмотря на все эти затраты автомобильный транспорт является наиболее опасным видом транспорта. Поэтому стоит отметить, что весь комплекс мер в обязательном порядке должен подкрепляться личной ответственностью каждого участника дорожного движения.
В рамках данного проекта были рассмотрены некоторые вопросы организации дорожного движения на конкретном участке улично-дорожной сети, а так же предложены меры по возможному повышению эффективности регулирования движения на перекрестке, оценке и снижению негативных последствий аварийности и общего воздействия транспортных средств на окружающую среду.
Так, в первом пункте были рассмотрены вопросы организации регулирования движения на перекрестке, выявлены негативные стороны (достаточно высокие задержки транспортных средств на перекрестке, вынужденность оставаться на перекрестке несколько циклов светофорного регулирования). С целью разработки предложений по снижению указанных негативных последствий в пункте 2 по полученным в результате замеров на перекрестке в час пик данным был рассчитан наиболее оптимальный цикл светофорного регулирования: время цикла составило 91 секунду, тогда как время существующего цикла составляет 70 секунд. Для проверки оптимальности цикла в пункте 3 были рассчитаны параметры дорожного движения (аналогичные пункту 1) и их сравнение с существующими. Сравнительный анализ показал, что с изменением времени цикла светофорного регулирования прогнозируется так же уменьшение среднего потерянного на перекрестке времени.