Наш регион представлен проектами строительства обхода г. Задонск в Липецкой области и проектом строительства автодороги Белгород-Короча-Губкин.
Кроме того, ФДС России наметила платную эксплуатацию в регионе еще 9 строящихся объектов.
Однако внимательное рассмотрение в регионе перечня этих объектов показало нецелесообразность введения платной эксплуатации на обходе г. Острогожск (а/д Воронеж-Луганск), автодороге Воронеж-Нововоронеж и ряде других, поэтому они вводились в эксплуатацию в обычном для пользователей режиме. столярный цех казань, mill
В прошедшем году регион пополнился еще одним современным платным участком -- это обход райцентра Хлевное Липецкой области. Сдан он в платную эксплуатацию в декабре 1998 г., имеет 4 полосы движения протяженностью 18.8 км. Первые результаты его работы позволяют сделать вывод, что подавляющее большинство пользователей предпочитают его альтернативному проезду. К сожалению, лишь в апреле вышло распоряжение Правительства РФ об эксплуатации участка на платной основе, что вносило до этого определенную напряженность в правовое обоснование работы созданного для обслуживания участка филиала федеральной дирекции автомобильной дороги Москва-Воронеж.
Пока сохранены в перечне строек, ввод которых будет готовиться с учетом дальнейшей эксплуатации в платном режиме:
-- участок автодороги Воронеж-Тамбов (119-136 км);
-- участок Курск-Курчатов на автодороге Курск-Рыльск;
-- участок магистрали "Крым" в Тульской области (108-162 км);
-- обход р.п. Кромы и р.п. Обоянь на магистрали "Крым".
Не исключено, что если бизнес-планы по каким-либо из этих объектов покажут экономическую бесперспективность их платной эксплуатации, в частности из-за небольшого транспортного потока, то они будут строится и эксплуатироваться как обычные. Необходимо отметить, что создание платных участков не самоцель дорожников и предполагает более высокий уровень комфорта и безопасности движения, чем на рядовых участках. Поэтому разработка бизнес-планов естественно должна опережать ввод объекта и определять затраты на него в конечной стадии строительства.
На большинство дорожных объектов региона разработку бизнес-планов ведет Воронежский филиал ГипродорНИИ, коллектив которого имеет необходимый опыт и квалификацию. Работы эти еще не завершены и окончательное решение о возможности платной эксплуатации этих объектов будет принято позднее, на основании расчетов.
Пока социологические опросы показывают, что большинство водителей готово платить за проезд на участках, имеющих повышенный уровень удобства и безопасности движения, позволяют выбирать оптимальный скоростной режим, а значит, экономить время и снижать эксплуатационные затраты. Указ президента «О строительстве и эксплуатации автомобильных дорог на коммерческой основе» появился еще в начале девяностых, а реализовывать его начали только сейчас. Понадобилось время, чтобы осознать неоходимость этого шага. Периодически в СМИ появлялась информация об открытии в том или ином регионе страны платной дороги или участка трассы. Но все это, в общем, носило случайный характер. А ведь если посмотреть трезво, то платные дороги – это добро. Хотя бы потому, что бесплатные дороги в России – точно зло. К тому же при создании можно было ориентироваться на зарубежный опыт. О «государственных» перспективах платных автодорог серьезно заговорили с 2006 года. Тогда глава Росавтодора Олег Белозеров обещал, что к 2011 году платные участки начнут функционировать в Московской области. Возможно, что тем обещаниям суждено быть воплощенными в жизнь. Во всяком случае, в январе этого года правительство России утвердило федеральные правила пользования платными дорогами в РФ. А уже к маю будут определены и переданы в пользование ГК «Автодор» участки федеральных трасс, которые будут сделаны платными. Вице-премьер Сергей Иванов в интервью «Российской газете» сообщил, что на первом этапе платные дороги появятся лишь на некоторых направлениях и количество их невелико: Москва – Рига, Москва – Минск, Москва – Ростов – Краснодар, Москва – Санкт-Петербург. Строительство «питерской» трассы может начаться уже в этом году. Москвичам и гостям города эта дорога не только поможет быстрее и комфортнее добраться до Северной столицы, но и всего за несколько минут «долететь» до аэропорта Шереметьево. Всем известно, что сейчас дорога из центра столицы до этого авиаузла может, если «повезет», занять больше времени, чем полет на самолете из Москвы в Сочи, например. Также, по словам Сергея Иванова, в 2010 году должна начаться реализация проекта платной дороги в обход Одинцово и Минского шоссе. А в Санкт-Петербурге будет продолжено строительство Западного скоростного диаметра. Первая его очередь была сдана еще в конце 2008 года. В итоге, когда ЗСД достроят, он пройдет из порта, минуя город, и даст выход транспорту сразу на страны Балтии и Скандинавии, регионы России, основные транспортные комплексы самого Петербурга, тем самым разгрузив дороги. Что до стоимости пользования платными дорогами, то она составит от 3 до 5 рублей за километр в зависимости от сложности дорожного участка и типа транспортного средства. Возможна также градация цены по времени суток или дням недели. Именно из-за такой градации во многих европейских странах фуры больше передвигаются ночью – так дешевле. Не исключается и возможность скидок водителям, часто пользующимся той или иной платной дорогой. Максимальные тарифы будут определены правительством. На первом этапе введения в России этой практики тарификация будет определяться отдельно для каждой из них. Никаких дополнительных сборов, кроме оплаты проезда по платной дороге, с автовладельцев брать не будут. Предусмотрены также категории «льготников», которые смогут пользоваться платными дорогами без взимания платы или со скидками. Такое право будет предоставляться в случаях, оговоренных законодательством об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности. Точно не будет взиматься плата за проезд автомобилей «скорой помощи», транспорта пожарных, ГИБДД. Обращает на себя внимание и то, что форма оплаты проезда по платной дороге может быть разной, это зафиксировано в принятых правительством «правилах платных дорог». Компания – оператор платной дороги вправе предоставить автовладельцу право оплатить проезд наличными или банковской картой. Причем сделать это можно будет как при въезде на дорогу, так и предварительно. Но, разумеется, не факт, что все эти удобства в России будут воплощены в жизнь. Ведь компания-оператор «вправе их предоставить», но предоставлять, как это обычно бывает, не обязана . Еще один важный момент. Если во время движения по платной трассе произошла поломка автомобиля, его средствами компании – оператора дороги должны бесплатно доставить к месту стоянки. Здесь машина может находиться без оплаты еще 24 часа. Плюсы платных дорог очевидны – существенно повышается скорость движения. Причем как людей, так и грузов, перевозимых по дорогам. Сегодня в России скорость грузоперевозки по автомагистралям – около 300 км в день – просто смешная. При этом расход бензина в полтора раза выше, чем, к примеру, в странах Западной Европы, а срок службы автотранспорта на треть меньше. И вообще, хорошие дороги – это несомненный толчок к развитию многих сфер бизнеса: туризма, торговли, сельского хозяйства, пищевой промышленности, собственно транспорта. Прибавьте к этому еще и то, что, развиваясь, одна сфера бизнеса, как правило, способствует развитию нескольких других. Есть, правда, одно «но». Речь идет об извечной тяге российского государства к своему, особому пути. Платные дороги невозможны, если им нет бесплатной альтернативы. Это оговорено, в том числе и в федеральном законодательстве. Однако уже сейчас можно сказать, что многие из российских дорог не могут похвастаться наличием удобоваримых дублеров. Вот и глава Минэкономразвития Эльвира Набиуллина не проясняет ситуацию, заявив в прошлом году, что альтернативные бесплатные дороги построят тогда, когда появятся дополнительные средства. После этого заместитель Эльвиры Сахипзадовны Андрей Клепач высказался уже в том духе, что его ведомство хотело бы вообще отказаться от непременного наличия альтернативной бесплатной дороги при эксплуатации платной. Правда, в канун 2010 года министр транспорта Игорь Левитин успокаивал – обещал, что платные автодороги «обязательно будут иметь альтернативу». Некоторые эксперты, кстати, хоть министру и верят, но говорят, что в российском дорожном законодательстве есть лазейки, воспользовавшись которыми реконструированную бесплатную дорогу, например, вполне можно «превратить» в платную. Согласитесь – очень удобно. И довольно по-нашему. Вот поэтому-то и существуют у многих автолюбителей опасения, что качество большинства платных дорог в стране останется столь же низким, каковым ныне является качество бесплатных. Зато на обочинах вырастут «будки с кассовыми аппаратами» да появятся шлагбаумы. И наконец, несколько слов о том опыте «платного проезда», который уже есть в России. Он невелик. Одно время, в конце девяностых годов прошлого века, плату за проезд по новому тогда путепроводу над железнодорожными путями взимали в Саратове. Правда, в 2000 году плату отменили. В Воронежской области с 1998 года плату брали за проезд по мосту через Дон (2,7 км). Альтернативой служила паромная переправа. Но затраты на последнюю были велики, она себя не оправдывала, поэтому ее закрыли, а плату за проезд по мосту брать перестали. С 1999 года действует двадцатикилометровый платный участок федеральной трассы «Дон» в обход поселка Хлевное. Это пока единственный платный участок на дороге федерального значения. Доход от его эксплуатации (за 2008 год он составил почти 119 миллионов рублей) идет в госбюджет. Скоро, однако, на этой магистрали появятся и другие платные участки – дорогу готовят к Олимпиаде в Сочи. К 2014 году, по заявлению министра Левитина, трасса М-4 «должна превратиться в современный автобан европейского уровня». С 2002 года платным стал ряд дорог в Псковской области. Есть платные трассы в Алтайском крае. Но в целом практика «монетизации дорог» в России не получила развития – описанные примеры же являются лишь каплей в море. Посмотрим, чем закончится нынешняя активизация на этом направлении.