Таблица 7 - Состав отработавших газов автомобильных двигателей
Состав ОГ |
Содержание в объеме, % |
Примечание | |
Бензин |
Дизель | ||
N2 |
74-77 |
76-78 |
Не токсично |
О2 |
0,3-0,8 |
2,0-18,0 |
Не токсично |
Н2О |
3,0-5,5 |
0,5-4,0 |
Не токсично |
СО2 |
5,0-12,0 |
1,0-10,0 |
Не токсично |
СО |
0,1-10,0 |
0,01-0,5 |
Токсично |
NO2 |
0,1-0,5 |
0,001-0,4 |
Токсично |
СхНу |
0,2-3,0 |
0,009-0,5 |
Токсично |
RxCHO (альдегид) |
0,0-0,2 |
0,01-0,09 |
Токсично |
SO2 |
0,0-0,002 |
0,0-0,03 |
Токсично |
Сажа, г/м3 |
0,04 |
0,01-1,1 |
Токсично |
Бензопирен |
До 0,02 |
До 0,01 |
Канцерогенно |
Необходимо отметить, что в настоящее время основным источником загрязнения воздуха являются бензиновые двигатели. Тем не менее, снижение токсичности дизелей также является актуальной задачей, учитывая наметившуюся тенденцию дизелизации АТ. Состав ОГ этих двух типов двигателей существенно различается, прежде всего, по концентрации продуктов неполного сгорания (оксид углерода, углеводороды, сажа).
Основными токсичными компонентами ОГ бензиновых двигателей следует считать СО, СnHm, NO и соединения свинца, дизелей – NOx, сажу.
Таблица 8 - Содержание вредных веществ в отработавших газах автомобиля (в %) на характерных режимах работы автомобилей
Компоненты отработавших газов |
Режим работы | |||
Холостой ход |
Постоянная скорость |
Ускорение от 0 до 40 км/ч |
Замедление от 40 до 0 км/ч | |
Оксид углерода |
0,5-8,5 |
0,3-3,5 |
2,5-5,0 |
1,8-4,5 |
Углеводороды |
0,03-0,12 |
0,02-0,6 |
0,12-0,17 |
0,23-0,44 |
Оксиды азота |
0,005-0,01 |
0,10-0,20 |
0,12-0,19 |
0,003-0,005 |