Таблица 9 - Источники образования вредных токсичных веществ
Тип двигателя |
Компоненты |
Отработанные газы, % |
Картерные газы, % |
Пары топлива (испарение), % |
Карбюраторный |
СО |
95 |
5 |
0 |
Дизельный |
СО |
98 |
2 |
0 |
Карбюраторный |
СхНу |
55 |
5 |
40 |
Дизельный |
СхНу |
90 |
2 |
8 |
Карбюраторный |
NOx |
98 |
2 |
0 |
Дизельный |
NOx |
98 |
2 |
0 |
Пары топлива (СхНу) – испарение топлива из топливных баков, элементов системы питания двигателей: стыков, шлангов и т.д. Состав – углеводороды топлива различного состава (15-20%).
Картерные газы – смесь газов, проникающих через неплотности поршневых колец из камеры сгорания в картер, и паров масла, находящихся в картере, а затем попадающих в окружающую среду.
Отработанные газы (СО, СхНу, NOx, сажа и др.) – смесь газообразных продуктов полного или неполного сгорания топлива, избыточного воздуха и различных микропримесей (газообразных, жидких и твердых частиц, поступающих из цилиндров двигателя в его выпускную систему).
Оксид углерода (СО) – прозрачный, не имеющий запаха газ, несколько легче воздуха, практически нерастворим в воде. Поступая в организм с вдыхаемым воздухом, СО снижает функцию кислородного питания, выполняемую кровью, так как поглощаемость СО кровью в 240 раз выше поглощаемости кислорода.
СО образуется на поверхности поршня и на стенке цилиндра, в котором активизация не происходит вследствие интенсивного теплоотвода в стенке, плохого распыления топлива и диссоциации СО2 на СО и О2 при высоких температурах.
Участок диагностики не оказывает вредного воздействия на окружающую среду. Самыми токсичными являются выделения углекислого газа при выезде и въезде автомобилей, но концентрация выделений допустимая нормами.
Все металлические куски и детали собираются и складываются в отведенные места. Ветошь, загрязненная горючими материалами собирается отдельно, а потом уничтожается.
К работе на СТД допускаются только операторы-диагносты, а также слесари-автомеханики и авторемонтники, прошедшие специальную подготовку по правилам их эксплуатации, СТД должны подвергаться обязательной периодической государственной или ведомственной проверке.
На участке диагностирования при испытании автомобилей на динамометрических и тормозных стендах запрещается: держать автомобиль на поднятых установочных площадках: начинать работу без подкладки под передние и задние колеса специальных колодок; начинать работу с открытой выпускной трубой без надетого наконечника отсоса отработавших газов с датчиком газоанализатора, а также с подте канием топлива в топливо-проводах, соединяющих карбюратор с расходомером; курить при работе на стенде, а посторонним лицам находиться на площадках стенда, около вентилятора обдува автомобиля.
Воздуходувку (вентилятор) для охлаждения двигателя и нижних поверхностей автомобиля при испытании мощности рекомендуется при возможности устанавливать под полом, а воздух подавать на охлаждаемую поверхность по трубопроводу.