Определение передаточного числа главной передачи.
Передаточное число главной передачи выбирают из условия обеспечения максимальной скорости автомобиля на высших расчетных передачах в коробке передач и дополнительной коробке.
Передаточное число главной передачи определяется по выражению (1.5):
. (1.5)
где - высшая передача дополнительной коробки (при ее отсутствии );
- высшее расчетное передаточное число коробки передач; для обеспечения наилучших показателей топливной экономичности на высшей передаче коробки передач для автомобиля ЗАЗ-1102 принимаем ;
- максимальная скорость автомобиля, м/с; для автомобиля ЗАЗ-1102 принимаем км/ч ( м/с);
- радиус колеса катящегося без скольжения, м; может быть найден по выражению (1.6):
. (1.6)
где - коэффициент деформации, зависит от типа, размера и модели шины (, меньшие значения относятся к радиальным шинам)
- свободный радиус, м; при отсутствии данных о свободном радиусе величину его можно приближенно определить по формуле (1.7):
. (1.7)
где - диаметр обода колеса, м;
- высота профиля шины, м;
Для автомобиля ЗАЗ-1102 принимаем шины размерностью: 155/70 R13
В итоге, получаем м.
.
Выбор числа ступеней и передаточных чисел коробки передач.
Передаточное число первой (низшей) передачи , если не установлен диапазон, определяется из необходимости соблюдения трех условий.
Первое.
Возможность преодоления автомобилем заданного максимального дорожного сопротивления. По первому условию определяется из выражения (1.8):
, (1.8)
где - максимальное дорожное сопротивление; обычно принимают для легковых автомобилей , для автомобиля ЗАЗ-1102 принимаем ;
-
полный вес автомобиля, Н; определяется из выражения
Н,
где - полная масса автомобиля, кг;