За последние несколько лет автомобильная промышленность сделала огромный скачёк по качеству и количеству производства автомобилей (на сегодняшний день концентрация автомобилей в крупных городах превышает показатель 400 автомобилей на1000 человек), и так как для проведения ремонта необходимы: определенный опыт и зачастую особое чаще дорогостояще оборудование, образовалась отдельная деятельность по оказанию услуг связанных с техническим осмотром и ремонтом автомобилей к примеру в виде СТОА. Повышенный спрос разжёг интерес, произвёл количество, и довольно сомнительное качество по отношению к:- потребителю, работникам, экологической, пожарной безопасности.
При проектировании СТОА я опирался на основные нормативные документы. Пришло время повышать качество.
Таблица 1. Исходные данные для проектирования
Тип СТОА |
городская специализированная |
Тип обслуживаемых автомобилей |
легковые, ВАЗ-2109 |
Количество автомобилей, обслуживаемых СТО в год |
2000 |
Среднегодовой пробег автомобилей, км |
25500 |
Климатический район по ГОСТ 16350-80 |
Умеренный |
Разрабатываемый участок |
Обойный |
Расчёт годового объёма работ
Годовой объём работ городских СТОА, включающих объём работ по ТО, ТР, уборочно-моечные работы и работы по приёму и выдаче автомобилей.
Согласно справочным данным [1] двигатели автомобиля ВАЗ-2109 имеют рабочий объём 1,5 литров. В соответствии с [2] данные автомобиля относят к автомобилям малого класса.
Удельная трудоёмкость работ по ТО и ТР
,. |
(1) |
где tН – нормативная удельная трудоёмкость ТО и ТР на 1000 км пробега, ;
K3 - коэффициент ,учитывающий климатический район;
K5 - коэффициент ,учитывающий размер СТОА (число рабочих постов).
Согласно [2] для автомобилей малого класса tн =2,3 . При эксплуатации автомобиля в умеренном климатическом районе К3 = 1 [2].
Число рабочих постов СТОА не известно. Полагаем, что число рабочих постов находится в интервале 10-15 постов. С учётом принятого размера СТОА К5 = 0,95 источник [2], тогда
, |
(2) |
Для универсальных городских СТОА годовой объём работ по ТО и ТР составляет
, чел-ч |
(3) |
где Nсто – число автомобилей ,обслуживаемых СТО в год;
Lг – среднегодовой пробег автомобиля, км.
В соответствии с исходными данными для проектируемой СТОА
Nсто=2000; Lг=25500 км, с учётом формулы [2]
чел.-ч, |
(4) |
Годовой объём уборочно-моечных работ
, |
(5) |
где dум – количество заездов автомобилей на уборочно-моечные работы в течение года, приходящиеся на один комплексно обслуживаемый автомобиль;
tум – средняя трудоёмкость уборочно-моечных работ, чел.-ч.
Согласно [2] dум=5, а для автомобилей малого класса tум=0,2 чел.-ч, тогда
чел.-ч, |
(6) |
Годовой объём работ по приёмке и выдаче автомобилей определяется:
, чел.-ч, |
(7) |
где d(то-тр)– количество заездов автомобилей на То и ТР в течение года, приходящиеся на один комплексно обслуживаемый автомобиль;
tп.в. – средняя трудоёмкость по приёмке-выдаче автомобилей, чел.-ч.
Согласно [2] dто-тр=2, а для автомобилей малого класса tп.в.=0,2 чел.-ч, тогда
, чел.-ч, |
(8) |
Полученные данные сводим в таблицу 2.
Таблица 2. Годовой объём работ СТОА, чел.-ч
Виды работ |
Численное значение |
ТО и ТР |
111435 |
Уборочно-моечные работы |
2000 |
Приёмка и выдача автомобилей |
800 |
Расчёт числа постов технического обслуживания и текущего ремонта. Распределение постовых и участковых работ по производственным участкам (зонам)
- Расчёт числа рабочих постов
- Расчет числа вспомогательных постов
- Расчет числа мест ожидания ТО и ТР
- Расчёт количества мест хранения автомобилей
- Расчёт численности производственных рабочих
- Расчёт численности инженерно-технических работников, служащих СТОА, младшего обслуживающего персонала и пожарно-сторожевой охраны
- Расчёт площадей зоны постовых работ ТО и ТР и участки диагностирования
- Расчёт площадей производственных участков
- Расчёт площадей складских помещений
- Расчет площадей административно-бытовых помещений
- Выбор технологического оборудования
- Расчет потребности в технологическом оборудовании
- Расчёт потребности в основных видах ресурсов
- Компоновочный план
- Производственный участок