Замер температуры груза производится в среднем слое груза, на равном расстоянии от всех переборок, с точностью до 0,3° С, грузовым помощником капитана совместно с представителем грузоотправителя, после окончания погрузки и перед и перед выгрузкой в порту назначения.
Проверка груза на присутствие воды производится после окончания погрузки, перед определением количества груза по судовым замерам. Проверку груза на присутствие воды, которая обычно скапливается па днище танка, производят стальной рулеткой, смазанной водочувствительной пастой или прикрепляя к ней водочувствительную бумагу.
Вода в грузовые танки может попасть с берега вместе с грузом или через неплотно закрытый кингстон в насосном отделении или через водонепроницаемый корпус, а также может быть случайно оставлен водяной балласт.
В любом случае в танках с грузом не должно быть воды, присутствие которой может испортить груз и даст неверные показания при определении количества груза.
При обнаружении воды её количество определяется по высоте взлива в танке, а затем определяют кубатуру по калибровочным таблицам. При подсчёте погруженного груза найденную кубатуру воды исключают из общей кубатуры груза. Если вода обнаружена в танках, в которых находится груз, не боящийся обводнения, то она должна быть выкачана на берег, а в танки догружен не обводнённый груз. Если вода обнаружена в танках, в которых находится груз, боящийся обводнения, то такой груз должен быть весь выгружен на берег и в сухие танки погружена новая партия груза. На произошедшее обводнение груза и вызванную этим задержку танкера составляется акт с указанием виновной стороны.
Если вода в грузе в порту погрузки не будет обнаружена и будет обнаружена только в порту выгрузки, ответственность за количество и качество доставленного груза обычно ложится на судно. В грузах высокой вязкости (мазуты, сырая нефть) вода не сразу оседает после погрузки на днище танка, а находится во взвешенном состоянии некоторое время.
Поэтому после 3-х суточного отстоя на переходе морем при благоприятной погоде проверяется количество отстоявшейся воды. Если вода обнаружена, составляется акт с указанием её взлива, температуры и массы, о чём делается запись в судовом журнале.
Результаты сообщаются грузоотправителю. В порту выгрузки составляют двусторонний акт с участием грузополучателя. Убытки, вызванные обводнением груза, возлагаются в подобных случаях на грузополучателя.
Замеры уровня груза в танках определяют замером пустот или замером взлива.
Замеры груза производят стальной рулеткой или метрштоком, на которых нанесены деления в сантиметрах и миллиметрах.
При замерах высот пустоты или взлива необходимо учитывать, что калибровочные таблицы рассчитаны для случая посадки танкера на ровный киль, т.е. без дифферента.
Поскольку замерные трубки проходят не через геометрический центр танка, а размещены вблизи от кормовых или носовых переборок, результаты замеров высоты взлива или пустоты в танке, если судно имеет дифферент, искажают истинную картину.
На рисунке 1, а – показано, что при дифференте судна на корму измеренная высота пустоты меньше истинной на величину Δh, если замерная трубка размещена у кормовой переборки, или больше истинной на ту же величину Δh, если замерная трубка размещена у носовой переборки.