Собственные транспортные подразделения обычно включают логистические службы, парк подвижного состава, маневровые локомотивы, ремонтно-эксплуатационные цеха. Многим предприятиям подобные транспортные хозяйства достались в «наследство» с советских времен вместе с детскими садами, школами, общежитиями. Однако в настоящее время большинство компаний уходят от элементов «натурального хозяйства» и проводят реструктуризацию таких активов путем их выделения из общего бизнеса.
Но есть компании, которые пока не стремятся к переводу своих транспортных подразделений в рыночную нишу. Например, нефтяные гиганты «ЛУКойл» и «ЮКОС» используют услуги аффилированных транспортных компаний, которые фактически ориентированы на одного клиента и представляют собой транспортный цех материнских компаний. Подобный транспортный дивизион хоть и выделен в отдельное юридическое лицо, на практике находится вне рыночной среды.
Тенденция создавать собственную транспортную компанию, избегая тем самым использования услуг внешних перевозчиков, была характерна для конца 90-х. Пять лет тому назад работа МПС и входящих в него структур зачастую оставляла желать лучшего. Поэтому крупные производители, стремясь достичь относительной технологической независимости в сфере грузоперевозок, шли по пути организации аффилированых перевозочных компаний.