Поезда различаются по характеру груза, скоростям движения, размерам, массе и т. д. На железных дорогах России встречаются следующие разновидности поездов:
I. Пассажирские — предназначены для перевозки пассажиров, багажа и почты. В свою очередь различаются на:
· Высокоскоростные — следующие со скоростями свыше 200 км/ч;
· Скоростные — следующие со скоростями в пределах 141—200 км/ч[17];
· Скорые — следующие со средней скоростью свыше 50 км/ч;
· Дальние — следующие на расстояние свыше 700 км;
· Местные — следующие на расстояние от 150 до 700 км;
· Пригородные — следующие на расстояние до 150 км[18];
· Почтово-багажные — для перевозки почты, багажа и грузобагажа;
· Туристические;
· Экскурсионные;
· Ускоренные — следующие со средней скоростью свыше 65 км/ч;
· Литерные;
· Грузопассажирские — поезда, состоящие из пассажирских и грузовых вагонов, проезд людей осуществляется по железнодорожным билетам;
· Людские — поезда, в составе которых не менее трёх вагонов, занятых людьми, проезд людей осуществляется по грузовым документам;
· Пассажирские повышенной длины — поезд, имеющий в составе 20 и более вагонов;
· Пассажирские длинносоставные — поезд, длина которого превышает установленную схемой формирования данного поезда хотя бы на один вагон;
· Соединённый пассажирский — состоящий из двух пассажирских поездов, сцепленных между собой, с действующими локомотивами в голове каждого поезда;
· Фирменные;
· Ретро-поезда.
II. Грузовые (устаревшее название — товарные):
· Ускоренные:
- Скорые грузовые;
- Рефрижераторные;
- Для перевозки живности;
- Для перевозки скоропортящихся продуктов;
· Сквозные — следующие без переработки не менее чем через одну техническую (сортировочную или участковую) станцию;
· Участковые — следующие без переработки от одной технической станции до другой;
· Сборные — для доставки вагонов на промежуточные станции;
· Сборно-раздаточные;
· Передаточные — для доставки вагонов с одной станции узла на другую;
· Вывозные — для вывоза групп вагонов с отдельных промежуточных станций участка;
· Грузовые длинносоставные — поезд, длина которого превышает максимальную норму, установленную графиком движения на участке следования, хотя бы на один условный вагон;
· Грузовые тяжеловесные — поезд, вес которого для соответствующих серий локомотивов на 100 тонн и более превышает превышает установленную графиком движения весовую норму на участке следования;
· Грузовые повышенного веса — поезд весом более 6000 тонн;
· Грузовые повышенной длины — поезд, длина которого 350 осей и более;
· Соединённые грузовые' — состоящий из двух и более сцепленных между собой грузовых поездов, с действующими локомотивами в голове каждого поезда.
III. Хозяйственные:
· Восстановительные;
· Снегоочистители;
· Пожарные;
· Противопаводковые;
· Отдельные локомотивы:
· Диспетчерские;
· Толкачи.
IV. Воинские — предназначены для перемещения войск, военной техники, учреждений и других воинских грузов.
V. Санитарные.