Параметр потока отказов – это относительное число отказов, приходящееся на единицу времени или пробега автомобиля.
, (7)
, (8)
где f(x) – плотность вероятности возникновения отказов.
При характеристике надёжности автомобилей число отказов обычно относят к пробегу (на 1000 км), а при характеристике потока отказов – ко времени их работы.
Необходимо отметить, что ведущая функция и параметр потока отказов аналитически определяются лишь для некоторых законов распределения, например:
· для экспоненциального закона
, (9)
, (10)
; (11)
· для нормального закона
, (12)
где - нормированная функция для
. (13)
Параметр потока отказов может быть определён на основании экспериментальных данных следующим образом:
, (14)
где - суммарное число отказов m-автомобилей в интервале пробега от x1 до x2;
- это, соответственно, ведущая функция потока отказов при пробеге x1 и x2.
Определение потока отказов по данным о надёжности является прямой задачей, но возможна и обратная задача – по параметру потока отказов рассчитать количество отказов.
. (15)
Суммарный пробег группы автомобилей, имеющих надёжность :
. (16)
Исходя из выше изложенного, для организации работы ТО и ТР важно уметь правильно определить и прогнозировать параметры потока отказов.
В общем случае параметры потока отказов не постоянны во времени:
. (17)
На практике наблюдается три основных случая изменения параметра потока отказов:
1. Полное восстановление ресурса после отказа
, ; (18)
, (19)
; (20)
Неполное, но постоянное восстановление ресурса после каждого отказа ()
; (21)
2. Последовательное снижение коэффициентов полноты восстановления ресурса
. (22)
В этом случае параметр потока отказов непрерывно возрастает, что приводит к повышенной нагрузке на ремонтные подразделения АТП.