По получении задания на предстоящий рейс старший помощник капитана, ответственный за проведение грузовых операций, составляет грузовой план с учетом данных информации об остойчивости и прочности и согласовывает его, а также технологическую карту, отражающую технологию проведения предстоящих грузовых операций, с капитаном.
Грузовой план, согласованный с грузоотправителем, и технологическая карта утверждаются капитаном до начала налива и принимаются старшим помощником капитана к исполнению.
В дальнейшем всякие изменения в грузовом плане и технологической карте вносятся только с ведома капитана.
Грузовой план должен обеспечивать;
• мореходность судна и сохранность перевозимого груза;
• расчетные осадку и дифферент после окончания погрузки груза и всего снабжения (бункера, пресной воды и т.д.);
• максимально полное использование грузоподъемности и грузовместимости судна;
• остойчивость судна и безопасное для прочности корпуса распределение груза по танкам на всех стадиях рейса;
• безопасное для разных сортов груза распределение по танкам с учетом разделения разных сортов груза не менее чем двумя закрытыми клинкетами,
• необходимый дифферент на корму при предстоящей частичной выгрузке одного из сортов груза для обеспечения мореходных качеств судна и создания условий для полной зачистки танков;
• сохранность груза в танках при его расширении от изменения температурных условий во время плавания;
• нормальную выгрузку груза с учетом запланированных заходов в порты назначения и обеспечения мореходных качеств судна.
В случае невозможности составления грузового плана, отвечающего всем указанным требованиям по выданному наряду, капитан должен немедленно информировать судовладельца, которое должно дать дополнительные указания.
В технологической карте должны быть конкретно указаны:
• последовательность погрузки по танкам;
• по какой магистрали должен приниматься груз;
• какие клинкеты должны быть открыты и какие закрыты до начала данной операция;
• все действия по безопасному проведению грузовых операций.
Для предотвращения возможных разливов груза необходимо выбирать такой вариант технологии погрузки, в котором нужно делать меньше переходов с танка на танк в процессе налива. Технологическая карта должна составляться с учетом обеспечения пожарной безопасности, прочности корпуса, мореходности танкера, исключения переливов и смещения груза.
Контроль за размещением груза или балласта по танкам с целью недопущения завышенных напряжений корпуса осуществляется старшим помощником капитана.
Грузовой план танкера должен обеспечивать максимальное использование грузоподъемности и грузовместимости, прочность корпуса, оптимальный дифферент, сохранную перевозку груза и остойчивость как у сухогрузных судов, но имеет свои особенности. Они заключаются в том, что в одном грузовом помещении нельзя размещать более одного груза, смешение разных сортов груза недопустимо. Кроме того, наливной груз способен расширяться при нагревании и выливаться на палубу, если оставленные пустоты в танках окажутся недостаточными.
Грузовые операции проводятся с большой интенсивностью (несколько тысяч тонн в час), что может привести к возникновению опасных напряжений в корпусе, а также вызвать переливы груза.
Конструкция танкера такова, что проблем с остойчивостью в загруженном состоянии на нем обычно не возникает.
Рекомендуется следующая последовательность расчета загрузки танкера. Определяется общий объем груза, который может принять судно:
Wгр=Р/ρ20/4 (6)
где Р – масса груза, предъявленная к перевозке, т;
р20/4 – плотность груза, т/м.
Как известно, плотностью нефтепродукта называется отношение массы нефтепродукта при температуре +20°С к массе воды в том же объеме при температуре +4°С.
При пользовании иностранными таблицами и пособиями можно выбрать градуировку на другую плотность: р20/20 или р20/15.
Пересчет паспортных данных плотности р20/4 на ρt/4 производиться по формуле:
ρt/4=ρ20/4+γ (20°-t) (7)
Плотность р20/4 можно получить из справочников по названию груза или из паспорта качества груза.
Таблица 2 – Температурная поправка у при изменении температуры на 1°С
| ρ20/4 | γ | ρ20/4 | γ | 
| 0.6900–0.6999 | 0.000910 | 0.8500–0.8599 | 0.000699 | 
| 0.7000–0.7999 | 0.000897 | 0.8600–0.8699 | 0.000686 | 
| 0.7100–0.7199 | 0.000884 | 0.8700–0.8799 | 0.000673 | 
| 0.7200–0.7299 | 0.000870 | 0.8800–0.8899 | 0.000660 | 
| 0.7300–0.7399 | 0.000857 | 0.8900–0.8999 | 0.000647 | 
| 0.7400–0.7499 | 0.000844 | 0.9000–0.9099 | 0.000633 | 
| 0.7500–0.7599 | 0.000831 | 0.9100–0.9199 | 0.000620 | 
| 0.7600–0.7699 | 0.000818 | 0.9200–0.9299 | 0.000607 | 
| 0.7700–0.7799 | 0.000805 | 0.9300–0.9399 | 0.000594 | 
| 0.7800–0.7899 | 0.000792 | 0.9400–0.9499 | 0.000581 | 
| 0.7900–0.7999 | 0.000778 | 0.9500–0.9599 | 0.000567 | 

