В Великобритании чаще употребляют шкалу, размеченную с помощью весов Мора-Вестфаля. Эта шкала получена из соотношения массы нефтепродукта и дистиллированной воды, имеющих одинаковые объём и температуру 60°С.
Обе шкалы, применяемые в США и Великобритании, связаны между собой уравнением:
API=141,5/ρ60/60=131.5 (11)
откуда получим плотность при температуре 60°F.
ρ60/60=141,5/(API=131,5) (12)
Приведение плотности нефтепродукта к температуре отличной от 60°F, осуществляется по формуле:
ρt/60=ρ60/60+γ (60-t) (13)
где t – температура погруженного груза;
γ – температурная поправка при изменении температуры груза на 1°F.
По найденному ρt/60 при помощи специальных таблиц (Tanker tables) определяют, сколько в 1 длинной английской тонне содержится кубических футов погруженного нефтепродукта.
Танкерные таблицы предназначены для быстрого перевода объема погруженной нефти или нефтепродукта в массу.
Первые две колонки в таблицах содержат показания английских и американских гидрометров, поэтому таблицы могут быть использованы при работе с любым из этих инструментов.
Таблица 5 – Выписка из специальных танкерных таблиц (Tanker tables)
ρt/60 |
API |
1 английская тонна равна 2240 английским футам и содержит | ||||
кубофутов |
Английских галлонов |
Американских галлонов |
баррелей |
Литров | ||
0,8300 |
38,98 |
43,3275 |
269,8795 |
324,0538 |
7,7156 |
1226,8628 |
0,8310 |
38,78 |
43,2754 |
269,5548 |
323,6638 |
7,7063 |
1225,3860 |
0,8320 |
38,57 |
43,2234 |
269,2308 |
323,2748 |
7,6970 |
1223,9131 |
Все калибровочные таблицы танков на судах США и Великобритании показывают объём погруженного груза в кубических фугах. Чтобы выразить количество груза в длинных английских тоннах, выбранный из калибровочных таблиц объём груза в кубофутах делят на число кубофутов, содержащихся в 1 английской тонне.
Например: в центральный танк №3 погружено 23612 кубофутов дизтоплива плотностью по паспорту API – 37.0 при температуре 60°F. Определить количество длинных английских тонн дизтоплива в танке при температуре 85°F.
Плотность дизтоплива при температуре 60°F найдём по формуле:
ρt/60=141,5/(37=131,5)=0,8398
Далее находим плотность груза при температуре 85°F.
ρ85/60=0,8398+0,00037 (60–85)=0,8305
Объём 1 английской тонны дизтоплива плотностью ρ85/60=0,8305 составляет 43,28 кубофута. Разделив объём дизтоплива 23612 кубофутов на 43,28 кубофута узнаём, что в танк №3 центральный погружено 545,57 длинных английских тонны груза.
Рассчитав объем груза, принимаемого на судно, определяют объем остающихся пустот в танках:
Wn=WT_Wгр. (14)
где WT – суммарный объем танков, м3;
Wгр – объем груза, предъявленного к перевозке, м3.
Затем вычисляют коэффициент незаполненности объема танков:
(15)
И определяют высоту пустот в танках
hп = kн.о.×HT. (16)
где Нт – высота танка, м.
В результате колебаний температуры во время рейса объем груза в танке меняется. Чтобы избежать перелива груза вследствие его расширения, очень важно правильно определить предельную пустоту в танках.
Для этого, прежде всего, вычисляют ожидаемую за время рейса максимальную температуру груза. Если технология перевозки данного груза требует его подогрева при выгрузке, то за максимальную температуру груза t принимают температуру подогрева. В случае, когда подогрева не требуется за tmax принимают ожидаемую в районе плавания температуру морской воды плюс 3–5°С. Для установленной таким путем tmax рассчитывают соответствующую плотность груза по формуле: