Основная деятельность железнодорожной станции включает эксплуатационную и ИВД, поэтому в составе затрат выделяют две группы расходов:
1) эксплуатационные расходы (расходы, связанные с перевозкой);
2) расходы по ИВД (иным видам деятельности).
Расходы планируются и учитываются в соответствии с номенклатурой расходов основной деятельности, которая является обязательным нормативным документом для предприятия.
Эксплуатационные расходы железных дорог состоят из следующих элементов затрат: затраты на оплату труда, топливо, электроэнергию, амортизацию основных фондов, отчислений на социальные нужды, расходы на материалы и прочие.
По элементу «затраты на оплату труда» отражаются расходы на оплату труда основного производственного персонала предприятия, а также затраты на оплату труда работников, не состоящих в штате предприятия, но занятых в эксплуатационной деятельности.
По элементу «отчисления на социальные нужды» отражают обязательные отчисления на государственное социальное страхование, в пенсионный фонд, государственный фонд занятости населения.
В затратах на материалы учитывают стоимость покупных материалов, используемых в процессе производства продукции (работ, услуг), на содержание и ремонт подвижного состава, постоянных устройств, оборудования, зданий, сооружений.
В затратах на топливо отражают стоимость приобретенного топлива всех видов, расходуемого на тягу поездов, отопление зданий и другие технологические цели.
В затратах на энергию учитывают стоимость всех видов покупной энергии (электрической, тепловой, сжатого воздуха), расходуемой на передвижение поездов с электрической тягой, на технологические, энергетические, осветительные и другие нужды предприятия.
По элементу «амортизация основных фондов» планируют и учитывают амортизационные отчисления на полное восстановление основных фондов исходя из их балансовой стоимости и установленных норм амортизации.
К прочим расходам относят: налоги, сборы, отчисления в специальные внебюджетные фонды, платежи по кредитам, затраты на командировки и т. д.
На расходы оказывает влияние объем перевозок, технологические особенности, особенности законодательной базы государственных органов и т.д.
Расходы станции Барановичи-Центральные с разбивкой по хозяйствам за 2007 – 2011 годы приведены в таблице 1.3.2.
Таблица 1.3.2 - Расходы станции Барановичи-Центральные за 2007 – 2011 годы
Показатели |
Годы | |||||
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
2011 | ||
Расходы (всего), млн руб |
4585 |
5222 |
6144 |
8034 |
12096 | |
Расходы (всего) в сопоставимом виде, млн руб. |
19701,5 |
17965,3 |
13386,5 |
14734,4 |
12096 | |
Абсолютный прирост, млн руб. |
По базисной схеме |
- |
-1736,2 |
-6315 |
-4967,1 |
-7605,5 |
По цепной схеме |
- |
-1736,2 |
-4578,8 |
1347,9 |
-2638,4 | |
Темп роста, % |
По базисной схеме |
100,0 |
91,2 |
67,9 |
74,8 |
61,4 |
По цепной схеме |
100,0 |
91,2 |
74,5 |
110,1 |
82,1 | |
Темп прироста, % |
По базисной схеме |
- |
-8,8 |
-32,1 |
-25,2 |
-38,6 |
По цепной схеме |
- |
-8,8 |
-25,5 |
10,1 |
-17,9 | |
Расходы по перевозкам, млн. руб |
4554 |
5181 |
6091 |
7967 |
12017 | |
Расходы по перевозкам в сопоставимом виде, млн руб. |
19568,3 |
17824,3 |
13271,0 |
14611,5 |
12017 | |
Абсолютный прирост, млн руб. |
По базисной схеме |
- |
-1744 |
-6297,3 |
-4956,8 |
-7551,3 |
По цепной схеме |
- |
-1744 |
-4553,3 |
1340,5 |
-2594,5 | |
Темп роста, % |
По базисной схеме |
100,0 |
91,1 |
67,8 |
74,7 |
61,4 |
По цепной схеме |
100,0 |
91,1 |
74,5 |
110,1 |
82,2 | |
Темп прироста, % |
По базисной схеме |
- |
-8,9 |
-32,2 |
-25,3 |
-38,6 |
По цепной схеме |
- |
-8,9 |
-25,5 |
10,1 |
-17,8 | |
Расходы по ИВД, млн. руб |
31 |
41 |
53 |
67 |
79 | |
Расходы по ИВД в сопоставимом виде, млн руб. |
133,2 |
141,1 |
115,5 |
122,9 |
79,0 | |
Абсолютный прирост, млн руб. |
По базисной схеме |
- |
7,9 |
-17,7 |
-10,3 |
-54,2 |
По цепной схеме |
- |
7,9 |
-25,6 |
7,4 |
-43,9 | |
Темп роста, % |
По базисной схеме |
100,0 |
105,9 |
86,7 |
92,3 |
59,3 |
По цепной схеме |
100,0 |
105,9 |
81,9 |
106,4 |
64,3 | |
Темп прироста, % |
По базисной схеме |
- |
5,9 |
-13,3 |
-7,7 |
-40,7 |
По цепной схеме |
- |
5,9 |
-18,1 |
6,4 |
-35,7 |