Основным производителем на рынке пригородных и междугородних перевозок мегаполиса города Ставрополя занимает ОАО «Предприятие». Это вполне обосновано тем, что предприятие находится в самом городе. В самом городе у предприятия нет конкурентов, кроме частных лиц, имеющих свой подвижной состав и зарегистрированных в налоговой инспекции. Объемы таких частных организаций и частных лиц не поддаются учету. Это оказывает определенные трудности, связанные с привлечением клиентуры и планированием объемов перевозок.
Уровень конкуренции оценивается по результатам анализа сильных и слабых сторон предприятия. В таблице 1.12 приведена оценка конкурентоспособности предприятия на РАТУ. Необходимо помнить, что сравнение можно производить между рейсовыми автобусами и частными, владельцы которых приобрели лицензию на право совершения междугородных перевозок.
Таблица 1.12. - Оценка конкурентоспособности предприятия на РАТУ
Преимущества |
Комментарии | |
«Предприятие» |
Конкуренты | |
Более новый ПС |
У частных владельцев пс более новый, что подразумевает меньшие издержки на его содержание ремонт и т.п. | |
Наличие пс пред-назначенного для междугородных перевозок |
У частных владельцев пс в основном мик-ровавтобусы, которые не приспособлены для междугородного сообщения | |
Обеспечение безопасности перевозок перевозки |
По сравнению с частными автобусами, пс ОАО «Предприятие ***» проходит обязательный предрейсовый техконтроль, также обязательное предрейсовое медосвидетельствование водителей | |
Скорость сообщения |
За счет того, что большинство частных автобусов работает в режиме маршрутных такси, скорость сообщения гораздо выше, чем у рейсовых автобусов | |
Возможность провоза багажа |
Так как частный пс – это в основном микроавтобусы, то в нем не предусмотрены отсеки для хранения и перевозки багажа, поэтому багаж перевозится в салоне, что снижает комфортабельность поездки пассажиров | |
Стоимость проезда |
По сравнению с частным пс, в автобусах ОАО «Предприятие ***» действуют все льготы, предоставляемые пассажирам на основании действующих законов | |
Регулярность движения |
Заранее известное расписание движения, т.е. время отправления и высокая регулярность движения |
Конкуренция же между рейсовыми автобусами различных предприятий может выражаться только в количестве отправлений за день по каждому конкретному маршруту и в более "выгодном" времени отправления, т.е. в часы максимального пассажиропотока. Но если оценивать влияние времени отправления в целом для каждого предприятия, оно взаимокомпенсируется за счет отправления различных маршрутов. Также необходимо помнить, что для всех предприятий устанавливается единый тариф на перевозку в междугородном сообщении, поэтому ценовая конкуренция между рейсовыми маршрутами практически исключена.