Рисунок 2.3 – Матрица Томпсона
На рисунке 2.3 изображены:
I – стратегия концентрации, вертикальная интеграция, централизованная диверсификация;
II – пересмотр стратегии концентрации, горизонтальная интеграция или слияние, сокращение деятельности, ликвидация;
III – сокращение расходов, диверсификация, стратегия ликвидации, переориентация;
IV – стратегия центрированной диверсификации, стратегия переориентации, развитие услуг логистики, ликвидация
По каждой из намеченных стратегий разрабатывается программа действий.
Интенсивный рост используется в том случае, когда фирма не полностью реализовала свой собственный потенциал. Более глубокое внедрение на рынок будет заключаться в увеличении объема сбыта настоящих услуг путем:
· Ценообразование на рынке и использование стимулирующих рычагов для клиентуры (система скидок), разработка стратегического профиля распределения рекламных усилий во времени.
· Расширение границ рынка - попытки увеличить сбыт благодаря внедрению существующих услуг на новые рынки, решается с помощью использования для рекогносцировки, анализа возможных рынков сбыта и заключения прежних договоров собственных представителей.
· Совершенствование услуг заключается в попытках предприятия увеличить сбыт за счет усовершенствования основных услуг или предоставления комплекса дополнительных услуг.
Интеграционный рост оправдан в тех случаях, когда фирма может приобрести дополнительные выгоды за счет перемещений.
Диверсификационный рост оправдан, когда имеющиеся на предприятии формы услуг могут быть пополнены новой номенклатурой. В частности прием концентрической диверсификации позволяет получить дополнительные резервы прибыли за счет оказания транспортно-экспедиционных услуг населению.
В таблице 2.2 приведены сильные и слабые стороны предприятия (а также влияющие на них факторы), угрозы и возможности для его деятельности. В таблицах 2.3, 2.4 произведено исследование возможностей и угроз.
Таблица 2.2 - Сильные и слабые стороны, возможности и угрозы
Возможности |
Угрозы | ||||||
Снижение затрат |
Повышение объёма перевозок |
Снижение доходов |
Снижение числа ПС |
Разрушение предприятия | |||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 | ||
Сильные стороны | |||||||
1. Высокая провозная возможность |
Около 4500 человек одновременно | ||||||
2. Сокращение персонала |
Управление, водители, рем. рабочие | ||||||
3. Внедрение оргтехники |
Сокращение численности работников | ||||||
4. Повышение рыночной доли предприятия |
Доля предприятия на рынке за 2007 год – 28,84% | ||||||
Слабые стороны | |||||||
1 Хищения выручки водителями |
7-10% от всей суммы доходов предприятия | ||||||
2 Старение производственной базы |
ПТБ самортизированна на 51,3% | ||||||
3 Старение ПС |
Подвижной состав самортизирован на 89, 4% | ||||||
4 Отсутствие маркетинговых исследований |
Отсутствует на предприятии служба маркетинга | ||||||