Поток насыщения является показателем, зависящим от многих факторов: ширины проезжей части (полосы движения), продольного уклона на подходах к перекрестку, состояния дорожного покрытия, видимости перекрестка водителем, наличия в зоне перекрестка пешеходов и стоящих автомобилей.
Для случая движения в прямом направлении по дороге без продольных уклонов поток насыщения рассчитывают по эмпирической формуле, которая связывает этот показатель с шириной проезжей части, используемой для движения транспортных средств в данном направлении рассматриваемой фазы регулирования [20]
, (2.1)
где - поток насыщения, ед/ч ;
- ширина проезжей части в данном направлении данной фазы, м.
Данная формула применима при . Если ширина проезжей части меньше 5,4 м, для расчета можно использовать данные, приведенные в таблице 2.2 [20].
Таблица 2.2 - Зависимость потока насыщения от ширины проезжей части в данном направлении данной фазы
,ед/ч |
1850 |
1875 |
1950 |
2075 |
2475 |
2700 |
, м |
3,0 |
3,3 |
3,6 |
4,2 |
4,8 |
5,1 |
Если перед перекрестком полосы обозначены дорожной разметкой, поток насыщения можно определить в соответствии с приведенными данными отдельно для каждой полосы движения.
Для случая движения транспортных средств прямо, а также налево и (или) направо по одним и тем же полосам движения, если интенсивность лево- и правоповоротного потоков составляет более 10% от общей интенсивности движения в рассматриваемом направлении данной фазы, поток насыщения определяется [20]
, (2.2)
где - интенсивность прямого направления, ед/ч;
- интенсивность, соответственно, лево- и правоповоротных потоков, ед/ч.
Для право – и левоповоротных потоков, движущихся по специально выделенным полосам, поток насыщения определяется в зависимости от радиуса поворота R [20]
. (2.3)
Остальные перечисленные факторы, влияющие на поток насыщения, учитывают с помощью поправочных коэффициентов. Эти коэффициенты отражают условия движения на перекрестке, которые можно подразделить на три группы: хорошие, средние и плохие [20]. Отнесение условий на данном направлении движения через перекресток к одной из групп влечет за собой изменение потока насыщения. Его значение, определенное по формулам должно быть умножено на соответствующий поправочный коэффициент.
Условия движения через перекресток на данном направлении относятся к средним, следовательно, поправочный коэффициент будет равен 1 [20].
Расчет потоков насыщения для перекрестка улиц Интернациональной и Катунина приведен ниже:
Фаза 1:
ед/ч;
ед/ч;
ед/ч;
Поворот направо по направлению N4 осуществляется по замеренному радиусу 3 метра:
ед/ч;
ед/ч;
ед/ч;