Первым этапом решения рассматриваемой задачи является выбор и обоснование конструктивной схемы вагона (определяемо конструкцией вагона-аналога, выбранного из уже существующих вагонов заданного типа), определяющей расположение на наружной поверхности кузова различных выступающих конструктивных элементов, тип и размещение ходовых частей.
В качестве независимого параметра принят один – внутренняя длина кузова.
Общий порядок расчёта по выбору оптимальных параметров грузовых вагонов следующий:
- устанавливаются пределы и шаг варьирования независимых независимым параметром 2Lв;
- начиная со второго шага варьирования определяются наружная длина кузова, длина рамы, база вагона;
- из условий вписывания вагона в габарит находятся наружная и внутренняя ширина кузова;
- определяется высота кузова;
- вычисляется полный (геометрический) объём кузова;
- определяется тара и грузоподъёмность вагона;
- находится удельный объём кузова и технический коэффициент тары;
- определяются приведенные затраты народного хозяйства;
- производится увеличение независимого параметра 2Lв на величину шага варьирования и приведенные выше этапы расчёта повторяются.
В зависимости от типа вагона выполняются несколько вариантов расчёта. Оптимальным значениям ТЭП грузового вагона соответствует минимум приведенных затрат народного хозяйства.