Значения тормозных сил на колесах грузовых автомобилей и автобусов, требуемые для определения работоспособного состояния тормозной системы, приведены в «Руководстве по диагностике технического состояния подвижного состава автомобильного транспорта» (РД 200 РСФСР 15-0150-81). Их значения содержит табл. 3.7. Значения тормозных сил на колесах легковых автомобилей для диагностирования состояния тормозных систем приведены в «Руководстве по организации диагностирования легковых автомобилей на СТО системы «Автотехобслуживание» (РД 37.009.010-85). Их значения для автомобилей в снаряженном состоянии приведены в табл. 3.8.
Вышеприведенные значения параметров тормозных систем автомобилей удобны для использования, существенно экономят время и повышают производительность диагностических работ. Однако существующих литература содержит далеко не исчерпывающий перечень автомобилей с подобными показателями. В случае их отсутствия необходимо пользоваться стандартной (ГОСТ Р 51709-2001) методикой для определения значений показателей эффективности торможения и устойчивости автомобилей по результатам испытаний. Некоторые элементы этой методики применительно к одиночному автомобилю приведены ниже.
Значение общей удельной тормозной силы γτ определяют по зависимости
γτ = ∑ Рτ / Мg,
где ∑ Рτ – сумма максимальных тормозных сил на колесах автомобиля, Н; М – полная автомобиля, кг; g – ускорение свободного падения, м/с кв.
Относительную разность F, %, тормозных сил колес оси рассчитывают по результатам проверок тормозных сил на колесах автомобиля по формуле:
F = │ (Рτ пр. – Рτ лев / Рτ лев ) │* 100
где Рτ пр Рτ лев – максимальные тормозные силы соответственно на правом и левом колесах проверяемой оси автомобиля, Н.
Тормозная система автомобиля признается выдержавшей испытания, если номенклатура диагностических параметров соответствует требуемой, а их значения соответствуют приведенным нормативам.
Таблица 7.Нормативы эффективности торможения АТС рабочей тормозной системой при проверках в дорожных условиях
АТС |
Категория АТС (тягача в составе автопоезда) |
Усилие на органе управления Рп Н, не более |
Тормозной путь АТС, Sτ м, не более |
Пассажирские и грузопассажирские автомобили |
М1 |
490 |
14,7 |
М2, М3 |
686 |
18,3 | |
Легковые автомобили с прицепом |
М1 |
490 |
14,7 |
Грузовые автомобили |
Ν1, Ν2, Ν3 |
686 |
18,3 |
Грузовые автомобили с прицепом (полуприцепом) |
Ν1, Ν2, Ν3 |
686 |
19,5 |
Таблица 8
Нормативы эффективности торможения АТС рабочей тормозной системой при проверках в дорожных условиях
АТС |
Категория АТС (тягача в составе автопоезда) |
Усилие на органе управления Рп, Н, не более |
Установившееся замедление јуст, м/с кв., не менее |
Время срабатывания тормозной системы τср, не более |
Пассажирские и грузопассажирские автомобили |
М1 |
490 |
5,8 |
0,6 |
М2, М3 |
686 |
5,0 |
0,8 (1,0) | |
Легковые автомобили с прицепом |
М1 |
490 |
5,8 |
0,6 |
Грузовые автомобили |
Ν1, Ν2, Ν3 |
686 |
5,0 |
0,8 (1,0) |
Грузовые автомобили с прицепом (полуприцепом) |
Ν1, Ν2, Ν3 |
686 |
5,0 |
0,9 (1,3) |