С помощью уравнения силового баланса можно находить параметры, характеризующие тягово-скоростные свойства автомобиля. Тяговая характеристика строится для всех ступеней в коробке передач.
Силу тяги для i-ой передачи можно определить по формуле (1.14):
, (1.14)
где - передаточное число коробки передач, для которой ведут расчет.
Скорость движения автомобиля при заданной частоте вращения коленчатого вала и заданной передачи i, определяется по формуле (1.15):
. (1.15)
Результаты расчета представлены в форме таблицы 1.2.
Таблица 1.2 – Результаты расчета силы тяги
Для построения силового баланса, необходимо на графике тяговой характеристики нанести кривые зависимости силы сопротивления дороги и воздуха от скорости движения автомобиля.
При отсутствии продольного наклона дороги сила сопротивления дороги определяется по формуле (1.16):
, (1.16)
где - коэффициент сопротивления качению.
Приближенно рассчитать коэффициент при различных скоростях движения позволяет формула (1.17):
, (1.17)
где - коэффициент сопротивления качению при движении автомобиля с малой скоростью (до 10…15 м/с); значение для асфальтобетонного шоссе в оптимальном состоянии ;
- коэффициент, численно равный ;
- скорость автомобиля, м/с.
Сила сопротивления воздуха (сила лобового сопротивления) определяется по формуле (1.18):
, (1.18)
где - коэффициент сопротивления воздуха, зависящий от формы и качества отделки поверхности автомобиля; принимаем ;
- площадь лобового сечения (миделево сечение); может быть определена по выражению (1.19):
, (1.19)
где и - соответственно габаритная ширина и высота автомобиля, м; м, м;
- коэффициент заполнения площади, для легкового автомобиля ;
м2.
Результаты расчета силового баланса представлены в форме таблицы 1.3.
Таблица 1.3 – Результаты расчета силового баланса