Плавучий кран может быть установлен на понтоне или на судне. На понтоне крана смонтирована поворотная часть с качающейся стрелой. В продольном разрезе понтон имеет прямоугольную форму с подрезами в нижней оконечности носовой и кормовой частей. В оконечностях (в диаметральной плоскости) понтона крана грузоподъемностью 5 т (прототип КПЛ5-30) имеются клюзы для установки свайных заколов.
Металлический корпус понтона разделен на водонепроницаемые отсеки продольными и поперечными переборками. В отсеках размещены машинное отделение, где находятся главный и вспомогательный дизель генераторы; осушительная, пожарная, санитарная и другие системы; служебные и жилые (для экипажа) помещения. На палубе понтона установлены якорные и швартовные механизмы, стойка для укладки стрелы по походному.
Плавучие перегрузочные краны являются полноповоротными, оснащены грейферными механизмами подъема, могут работать независимо от наличия источников электроэнергии на берегу на перегрузке почти всех сухих грузов у необорудованных причалов. Грузоподъемность на всех вылетах стрелы, как правило, постоянная, что создает возможность, особенно при работе в грейферном режиме, для непрерывной загрузки судов.
Конструкции плавучих кранов даже при одинаковых грузоподъемностях и наибольшем вылете стрелы могут различаться типами опорно-поворотного устройства. (на колонне или опорном круге) и стреловой системы (шарнирно-сочлененная стрела с гибкой или жесткой оттяжкой, прямая стрела с уравнительным полиспастом). У плавучих кранов грузоподъемностью до 16 тонн стрела опускается на стойку понтона посредством механизма вылета без отсоединения стреловых тяг, что снижает трудоемкость работ и сокращает время, затрачиваемое на укладку стрелы по походному.
К механизмам поворотной части электроэнергия подводится от дизель–генератора, расположенного в машинном отделении понтона, через внутреннее отверстие центральной цапфы и закрепленный к ней токосъемник. Предусматривается также возможность подключения крана к береговой электросети.
К причалу или судну кран прикрепляют швартовными канатами, наматываемыми на барабаны швартовных лебедок или шпилей, либо двумя свайными заколами, опускаемыми в грунт через клюзы в оконечности понтона. Из грунта сваи поднимают посредством швартовных лебедок и полиспаста.
Разработать проект плавучего крана по прототипу «КПЛ-5-30». С техническими характеристиками, предоставленными в таблице 1.
Технические характеристики проектируемого крана
Таблица 1
Показатели |
Значения |
||
Наименование |
Единица измерения |
Обозначение |
|
1 |
3 |
2 |
4 |
Грузоподъемность |
т |
Q |
8 |
Скорости: подъема изменение вылета стрелы |
м/мин м/мин |
62 39 |
|
Частота вращения крана |
об/мин |
n |
1,1 |
Вылет стрелы: максимальный минимальный |
м м |
27 8 |
|
Расчетная высота подъема: над головкой рельс до головки рельс |
м м |
23 15 |
|
Перегружаемый груз |
- |
- |
Контейнер (5 т.) |
Режим работы |
- |
- |
Крюковой |
Вариант работы |
- |
- |
Склад-судно |
- Производительность крана и режим работы его механизмов
- Механизм подъема
- Расчет каната
- Расчет блока
- Расчет барабана
- Расчет электродвигателя механизма подъема
- Расчет редуктора
- Расчет тормоза
- Стреловая система и механизм изменения вылета стрелы
- Опорно-поворотное устройство и механизм поворота
- Остойчивость крана
- Управление механизмами крана