Стратегическое планирование – это одна из функций управления, которая представляет собой процесс выбора целей организации и путей их достижения. Стратегия предприятия – это план действий по созданию стратегического соответствия между цепями предприятия, ее потенциальными возможностями и шансами в производственной деятельности. Стратегия определяет границы возможных действий предприятия и принимаемых управленческих решений, включающая изложение целей и задач и разработку стратегии роста.
Разработка возможных альтернатив деятельности осуществляется исходя из выявления возможностей и угроз, которые возникают во внешней среде деятельности, оценке возможностей сильных и слабых сторон во внутренней среде, выявление имеющегося потенциала в деятельности предприятия по освоению предоставляющихся возможностей и отражению угроз во внешней среде и использование имеющихся сильных сторон деятельности. Предприятие должно иметь возможность получать необходимые ресурсы, располагать необходимым потенциалом по их переработке и достижению поставленной цели с учётом возможного потенциала и адаптации деятельности при любых изменениях ситуации во внешней среде. Чтобы успешно достигать своих целей, на предприятии формируется производственная структура, которая позволяет выполнить необходимые процессы.
Чтобы увязать параметры, которые устанавливают соответствие между сильными и слабыми сторонами деятельности конкретного предприятия используют соответствующие методы – SWOT-анализ.
Анализ среды обычно считается исходным процессом стратегического управления, так как он обеспечивает базу для определения миссии и целей фирмы и для выработки стратегий поведения, позволяющих фирме выполнить миссию и достичь своих целей. Анализ среды предполагает изучение трёх её частей:
макроокружение;
непосредственное окружение;
внутренняя среда.
Анализ макроокружения включает в себя изучение влияния таких компонентов среды как состояние экономики, правовое регулирование и управление, политические процессы, природная среда и ресурсы, социальная и культурная составляющие общества, научно-техническое и технологическое развитие общества, инфраструктура и т. п.
Непосредственное окружение анализируется по следующим основным компонентам: покупатели, поставщики, конкуренты, рынок рабочей силы.
Анализ внутренней среды вскрывает те внутренние возможности, тот её потенциал, на который может рассчитывать фирма в конкурентной борьбе в процессе достижения своих целей, а также позволяет более верно сформулировать миссию и лучше уяснить цели организации.
Внутренняя среда анализируется по следующим направлениям: кадры фирмы, их потенциал, квалификация, интересы, организация управления, производство, включающее организационные, операционные и технико-технологические характеристики, научные исследования и разработки, финансы фирмы; маркетинг; организационная культура.
Чтобы определить различные стратегические варианты деятельности используют матрицу Томпсона, изображённую на рисунке 2.3
|