1. Тип системы питания дизеля. Схема, элементы системы.
Рисунок 11. Схема системы питания дизеля КамАЗ-740.
1, 12, 14, 24 - топливопроводы; 2 - котёл обогрева; 3 - топливный бачок; 4 - горелка; 5 - нагнетатель; 6 - фильтр грубой очистки топлива; 7 - тройник; 8, 13 - цилиндры; 9 - ручной топливоподкачивающий насос и топливоподкачивающий насос низкого давления;; 10 - фильтр тонкой очистки топлива; 11 - топливный насос высокого давления; 15 - форсунка; 16 - впускной коллектор; 17 - воздухоочиститель; 18 - выхлопная труба; 19 - топливный бак; 20 - указатель уровня топлива; 22 - пробка заливной горловины; 23 - трёхходовой кран; 26 - рычаг ручной подачи топлива; рукоятка аварийной остановки; 28 - рукоятка тросовой остановки; 30, 32, 33 - мостики рычагов; 31 - педаль подачи топлива;
Топливная система предкамерного типа, предкамера имеет цилиндрическую форму и соединяется прямым каналом с основной камерой, расположенной в днище поршня.
2. Тип ТНВД дизеля, способ регулировки цикловой подачи топлива.
ТНВД двигателей КАМАЗ-740 производства Ярославского завода дизельной аппаратуры, ЯЗДА, модели модели 240. Двенадцатисекционный, блочной конструкции, плунжеры золотникового типа.
Управление подачей топлива осуществляется из кабины водителя педалью, воздействующей с помощью тяг и рычагов на всережимный регулятор частоты вращения коленчатого вала, расположенный в развале топливного насоса. На крышке регулятора закреплён топливный насос низкого давления и насос ручной подкачки топлива.
Работа ТНВД плунжерного типа состоит из наполнения надплунжерного пространства топливом с частичным его перепуском, и подачи топлива под высоким давлением к форсункам, так же отсечки и перепуска его в сливной трубопровод.
Топливный насос высокого давления, ТНВД, плунжерного типа, приводится в действие от распределительного вала через шестерню привода топливного насоса. ТНВД имеет восемь насосных секций, объединённых в общем корпусе.
Рисунок 12. Схема работы секции ТНВД
а - впуск (всасывание); б - начало подачи; в - конец подачи
При работе двигателя рейка топливного насоса перемещается в соответствии с изменением подачи топлива, при этом одновременно поворачиваются плунжеры всех секций.
При движении плунжера 1 вниз внутреннее пространство гильзы 12 наполняется топливом, и одновременно оно подаётся насосом низкого давления в подводящий канал 10 корпуса насоса 11.
При этом открывается впускное отверстие 9 и топливо поступает в надплунжерное пространство 8. Затем под действием кулачка плунжер начинает подниматься вверх, перепуская топливо обратно в подводящий канал 10 до тех пор, пока верхняя кромка плунжера 1 не перекроет впускное отверстие 9 гильзы. После перекрытия этого отверстия давление топлива резко возрастает и при 1,2 … 1,8 мПа топливо, преодолевая усилие пружины 5, поднимает нагнетательный клапан 6 и поступает в топливопровод.
Дальнейшее перемещение плунжера вверх вызывает повышение давления до 17 МПа, превышающее давление, создаваемое пружиной форсунки, в результате чего игла форсунки приподнимается и происходит впрыскивание топлива в камеру сгорания. Подача топлива продолжается до тех пор, пока винтовая кромка 13 плунжера не откроет выпускное отверстие 3 в гильзе, в результате чего давление над плунжером резко падает, нагнетательный клапан 6 под действием пружины закрывается и надплунжерное пространство разъединяется с топливопроводом высокого давления. При дальнейшем движении плунжера вверх топливо перетекает в сливной канал 4 через продольный паз 2 и винтовую кромку плунжера 13.
Нагнетательный клапан 6 разгружает топливопровод высокого давления, так как он снабжён цилиндрическим разгрузочным пояском 7, который при посадке клапана на седло обеспечивает увеличение объёма топливопровода примерно на 70-80 мм3.
Этим достигается резкое прекращение впрыскивания топлива и устраняется возможность его подтекания через распылитель форсунки, что улучшает процесс смесеобразования и сгорания рабочей смеси, а также повышает надёжность работы форсунки.