- необходимость повышения безопасности функционирования железнодорожного транспорта;
- недостаточность инвестиционных ресурсов.
Необходимо в период до 2030 года реализовать Стратегию развития железнодорожного транспорта в Российской Федерации до 2030 года (далее - Стратегия).
Стратегия включает в себя 2 этапа.
Этап модернизации железнодорожного транспорта
(2008 - 2015 годы) предусматривает обеспечение необходимых пропускных способностей на основных направлениях перевозок, коренную модернизацию существующих объектов инфраструктуры, обеспечение перевозок подвижным составом с исключением парков с истекшим сроком службы, разработку новых технических требований к технике и технологии, начало проектно-изыскательских работ и строительство новых железнодорожных линий, а также строительство первоочередных железнодорожных линий.
Этап динамичного расширения железнодорожной сети
(2016 - 2030 годы) предусматривает создание инфраструктурных условий для развития новых точек экономического роста в стране, выход на мировой уровень технологического и технического развития железнодорожного транспорта и повышение глобальной конкурентоспособности российского железнодорожного транспорта.
Приняты 2 варианта развития железнодорожного транспорта до 2030 года: минимальный и максимальный.
Максимальный вариант ориентирован на достижение инновационного сценария развития Российской Федерации.
Минимальный вариант основан на энергосырьевом сценарии развития экономики. В рамках данного варианта предусматривается полная модернизация железнодорожной инфраструктуры и развитие необходимых провозных способностей на основных направлениях грузопотоков в соответствии с потребностями экономики и населения в перевозках по энергосырьевому сценарию развития России.
К 2015 году обновляется подвижной состав (закупка, коренная модернизация) с исключением парков с истекшим сроком службы.
С целью снижения стоимости эксплуатации подвижного состава и повышения надежности функционирования железнодорожного транспорта необходимо до 2015 года улучшить технико-эксплуатационные показатели транспортных средств по следующим показателям:
- повышение производительности вагона на 16 процентов;
- повышение производительности локомотива на 18,2 процента;
- увеличение межремонтного пробега локомотивов в 1,5 раза;
- сокращение удельного расхода электроэнергии на 5 процентов;
- сокращение удельного расхода топлива на тягу поездов на 6,7 процента;
- поэтапное увеличение межремонтного пробега пассажирских вагонов между деповскими ремонтами до 600 тыс. км;
- поэтапное увеличение межремонтного пробега грузового вагона до 500 тыс. км (на первом этапе) и до 1 млн. км.
Показатели пассажирооборотов и грузооборотов ОАО «РЖД» за 2005 2009 года:
Пассажирооборот |
Грузооборот | ||
Года |
Количество (млрд пасс-км) |
Года |
Количество (трлн т-км) |
2005 |
170,1 |
2005 |
2000 |
2006 |
178,3 |
2006 |
1948 |
2007 |
170,6 |
2007 |
2087,7 |
2008 |
176 |
2008 |
2420 |
2009 |
153 |
2009 |
1865,9 |
Показатели грузовых перевозок ОАО «РЖД» за 2006-2007 года:
Вид груза |
2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
Каменный уголь |
287,5 |
286,3 |
287,2 |
275,4 |
Кокс |
11,4 |
12,5 |
12,4 |
10,5 |
Нефть и нефтепродукты |
228,3 |
232,9 |
229,4 |
227,9 |
Железная руда |
108,4 |
110,2 |
110,5 |
95,4 |
Черные металлы |
26,64 |
83,2 |
76,3 |
64,7 |
Цемент |
38,3 |
45,1 |
44,3 |
29,1 |
Лесные грузы |
64,2 |
63,4 |
65,2 |
40,6 |
Зерно |
25,4 |
27 |
27,2 |
22,5 |
Строительные грузы |
195,6 |
200,7 |
201 |
128,1 |