Характеристика ускорений – это зависимость ускорений автомобиля от скорости ja z = f(Va), м/с2, при его разгоне на каждой передаче.
Указанные зависимости строят для случая разгона полностью загруженного автомобиля, на ровной горизонтальной дороге с асфальтобетонным покрытием. При наличии на двигателе ограничителя (или регулятора) частоты вращения коленчатого вала, графики зависимостей ja z = f(Va), строят с учетом их работы.
Величину ускорений при разгоне автомобилей определяют из выражения, м/с2
, (4.1)
где y - коэффициент суммарного дорожного сопротивления (y = f );
dвр - коэффициент учитывающий инерцию вращающихся масс при разгоне автомобиля;
Коэффициент d вр рассчитывают по формуле
, (4.2)
где Jм, - момент инерции маховика и разгоняющихся деталей двигателя, Jм = 0,274 кг/м2;
Jк - момент инерции всех колес автомобиля, Jк = 0,942 кг/м2;
n - общее число колес автомобиля, n = 4;
1-я передача
dвр = 1 + ((0,274 ∙ 14,352 ∙ 0,904 + 0,942 ∙ 4) / (1850 ∙ 0,3722 )) = 1,2139;
ja 1 700 = ((0,464628–0,01803)/1,2139) ∙ 9,81 = 3,014 м/с2;
Полученные результаты расчета заносим в таблицу А 7.
Таким образом, величина коэффициента d вр показывает, во сколько раз увеличиваются силовые и мощностные затраты, связанные с разгоном автомобиля, по причине разгона вращающихся масс автомобиля (двигателя, шестерен и валов трансмиссии, колес и связанных с ними деталей).
По результатам расчетов строим график характеристики разгона автомобиля – рисунок Б 4.