Эргономические требования
Страница 1

Одним из основных требований, предъявляемых к любому современному малому судну, является обеспечение определяемой его назначением и размерами степени комфорта - удобства пребывания людей на судне во время плавания, удобства работы при выполнении каждым членом экипажа его обязанностей.

Немаловажное значение при проектировании малого судна имеет учет физических и физиологических возможностей человека как составной части системы "судно - человек". Эргономика - это наука о приспособлении орудия, машины, судна к человеку, параметры которого практически постоянны. Подчеркнем: орудия к человеку, а не наоборот, как это нередко получается в результате плохой работы конструкторов. Основная задача этой науки - создать условия, при которых труд человека, в данном случае - труд при эксплуатации малого судна, проходит с минимальными физическими и моральными затратами. Естественно, меньшая утомляемость, удобство выполнения работ, полноценный отдых сменившихся с вахты являются и важными факторами обеспечения безопасности плавания.

Учет рекомендаций эргономики при разработке чертежей позволяет избежать грубых просчетов и вызванных ими переделок готового судна. На рисунке 1.5: габариты человека в разных положениях.

плавстредство транспорт речной потребитель

Рисунок 1.5 Габариты человека в разных положениях

Рассмотрим некоторые вопросы применения эргономики при проектировании парусных яхт, хотя в принципе сказанное будет относиться и к моторным судам.

На чисто гоночных яхтах эргономические требования учитываются в первую очередь - при компоновке и оборудовании кокпита, размещении плавучестей, проектировании и установке дельных вещей и устройств. На крейсерских и крейсерско-гоночных яхтах круг проблем, естественно, значительно шире, поскольку речь идет уже об обеспечении обитаемости судна при нахождении на его борту людей в течение длительного срока. Расширяется сама номенклатура "рабочих мест" и бытовых помещений, существенно усложняются требования к уровню комфорта, поскольку необходимо обеспечить полноценный отдых между вахтами; важную роль имеет разработка мебели и интерьеров с соблюдением всех существующих норм безопасности, освещенности, вентиляции и т.п.

Как правило, оборудуются (считая с носа) парусный отсек, носовые спальные места, шкафы и санблок, салон, камбуз и штурманский уголок, койки под кокпитом, двигатель.

Одно из основных требований эргономики сводится к тому, чтобы наиболее важные размеры внутренних помещений, рабочих мест и всего оборудования малого судна рассчитывались в соответствии с ростом - размерами человека. Как правило, у нас назначение размеров производится в соответствии с усредненными антропометрическими данными мужской части населения страны. Такой подход позволяет без затруднений эксплуатировать спроектированный объект, по крайней мере, 90% мужчин.

Несколько практических замечаний. Так, при проектировании к размерам тела необходимо прибавлять толщину одежды. Естественно, что по возможности необходимо предусматривать не средние, а максимальные размеры человека, добиваться размещения людей без каких-либо стеснений.

Ширина сиденья должна быть не менее 550-600 мм при глубине 400-480 мм. Наклон спинки при этом должен составлять 5-15°, а уклон сиденья - 0-3°. Для диванов, используемых в качестве коек, удобно приспособить откидную спинку для сидения.

Минимальные размеры прохода через переборку - 500 X 1000 мм; при этом желательно, чтобы верхняя кромка выреза прохода находилась как можно ближе к уровню высоты стоящего человека.

Для доступа к полкам за зашивкой в ней делаются отверстия (чаще всего овальные) высотой минимум 100 мм и шириной минимум 125 мм- для двух рук или одной руки по локоть либо же на 45 мм больше величины укладываемого на эту полку предмета - для доступа кисти одной руки.

Трап схода в каюту должен иметь ступеньки не менее: шириной - 250 мм, глубиной - 200 мм (150 мм- для скоб-трапа). Расстояние между ступеньками не должно превышать 300 мм. При широких трапах ступеньки могут иметь слом посередине ширины - с подъемом от ДП к бортам - для удобства на крене.

Туалет в плане должен иметь самое малое 600 X 650 (глубина) мм. Перед умывальником с минимальными размерами 200 X 300 должно быть пространство не менее 500 мм.

Страницы: 1 2

Обустройство стоянок и остановочных пунктов
Планировочные характеристики автомобильных стоянок (размеры ячейки для постановки автомобиля, ширина проездов, радиусы поворотов, зоны для маневрирования) определяются схемой расстановки автомобиля. Размер ячейки определяется типом автомобилей. На проезжей части предусмотрены специальные парковочные карманы для парков ...

Требования техники безопасности к освещению
Качество технического обслуживания и ремонт автомобилей, и производительность труда на предприятии в значительной степени зависит от освещенности и микроклиматических условий в помещениях и на рабочих местах. Недостаточное и неправильное освещение рабочих мест часто служит причиной несчастных случаев и заболеваний зри ...

Уральский автомобильный завод
Через несколько лет после начала серийного производства грузовиков «Урал-375» Министерство обороны СССР выдало заводу заказ на проектирование его достойной замены – целого семейства унифицированных трех– и четырехосных дизельных армейских авиатранспортабельных автомобилей. С 1966 года их разработкой занималось СКБ Ура ...